Лингвистические задачи


1. Одним или двумя словами следует считать каждое из следующих сочетаний: вагон-ресторан, диван-кровать, платье-костюм, шеф-повар, плащ-палатка? Постарайтесь обосновать свой ответ.

Лингвисты считают такие сочетания однословными. Хотя каждая составная их часть может употребляться в каком-то контексте как самостоятельное слово, но, соединяясь, они образуют одно неразрывное понятие. Например, диван-кровать отличается и от обычного дивана, и от обычной кровати. Поэтому такие слова так же представляют собой сложные слова, как теплоход, тёмно-красный и т. д.

2. Из пяти приведенных ниже слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах. Какое же слово имеет единственное значение?

(А) полька; (Б) француженка; (В) чешка; (Г) финка; (Д) голландка.

(Б) француженка

3. Почему можно сказать "разные учения", но нельзя сказать: *разные учёбы?

Слово "учение" многозначное. Оно может означать какую-то научную концепцию и процесс обучения. В первом значении оно может иметь форму множественного числа, а во втором не может. Слово же "учёба" обозначает только учебный процесс.

4. Когда летит какая-то птица, что мы должны спросить: «Кто это летит?» или «Что это летит?». А если летит насекомое (муха, пчела, комар), какой из этих вопросов, по-вашему, уместнее?

Поскольку насекомые – живые существа, о них надо спросить: «Кто это летит?». Однако, по сравнению с птицами, и их маленький размер, и более низкий уровень «организации», видимо, позволяют допускать по отношению к насекомым вопрос: «Что это летит?».

5. Как правильнее сказать: «Я вижу в микроскоп микробов и бактерий» или «Я вижу в микроскоп микробы и бактерии»?

Между растениями и животными существуют принципиальные различия в способах жизнедеятельности. Но у микроорганизмов, к которым относятся бактерии и микробы, эти различия в нашем сознании как бы нейтрализуются. Поэтому употребление этих слов в винительном падеже допустимо как по «одушевлённому», так и по «неодушевлённому» варианту. Однако «Практическая стилистика русского языка» (Д. Э. Розенталь, М., 1987, с. 132) рекомендует в общелитературном языке употреблять слова бактерии, бациллы, микробы, зародыши, личинки, эмбрионы и некоторые другие как существительные неодушевлённые. Как существительные одушевлённые они могут употребляться в специальной речи.

6. Почему среди качественных прилагательных, обозначающих цвета, только слова "белый" и "чёрный" являются антонимами?

Слово "чёрный" ассоциируется со словами "ночь" и "тьма", а слово "белый" – со словами "день" и "свет". Вероятно, этим и объясняется антонимия этих слов.

7. Предложения "Вот настоящий герой!" и "Это настоящий герой" кажутся одинаковыми по смыслу и по составу главных членов предложения. Однако это не так. Объясните, почему.

Первое предложение – односоставное, где "вот" - указательная частица. Второе предложение – двусоставное. Здесь местоимение "это" – подлежащее, а существительное "герой" – сказуемое.

8. Дана зашифрованная фраза на русском языке: Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг, зэлэмъгый гёсрыг. Задание: расшифруйте эту фразу.

Зашифрованы известные строки: "Жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик". Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие - звонкими. Буква Л заменяется на Р, буква М - на Н (и наоборот). Буква Й остаётся незаменённой. Гласные А, У, О ... заменяются на Я, Ю, Ё... (и наоборот).

9. Даны русские слова: люк, яр, лён. Определите, что получится, если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке.

Запишем произношение каждого слова, отмечая мягкость согласного знаком «'» : [л'ук], [йар], [л'он]. Располагая те же звуки в обратном порядке, получаем: [кул'], [рай], [нол'] или, в обычной орфографии, куль, рай, ноль.

10. Сколько разных фраз может получиться, если записать в разном порядке слова: я, вчера, пришёл, домой, вечером?

Любое расположение данных слов (я, вчера, пришёл, домой, вечером) даёт новое предложение. Таким образом, число всех предложений равно числу перестановок из пяти элементов 5! = 1 х 2 х 3 х 4 х 5 = 120.

11. Найдите синоним устойчивого словосочетания "попасть впросак".

(А) сесть в калошу; (Б) отбиться от рук; (В) заблудиться в трех соснах; (Г) повесить нос; (Д) уйти в свою скорлупу.

(А) сесть в калошу.

12. Какие из приведённых слов являются однокоренными со словом вода:

1) водить, 2) водяной, 3) завод, 4) водичка, 5) водный, 6) проводник?

2) водяной, 4) водичка, 5) водный.

13. В одной детской книжке описывается «конспиративный язык», на котором между собой общаются мальчишки. Вот пример правильной фразы на этом языке: «Шара-вчеца шаяца шанаца шажин-уца шасъелца шашу-каца шаица шапил-выца шаю-чаца». Переведите на этот язык слово "залив".

шалив-заца.

14. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?

(А) обезьяна; (Б) зайчиха; (В) львица; (Г) актриса; (Д) японка.

(А) обезьяна.

15. Сколькими способами можно в ряду букв ПОДНИМИТЕПЕРЬЯ расставить пробелы (не вставляя никаких знаков препинания), чтобы получилась фраза?

Шестью способами.

16. Древнерусское слово коло означает "круг". Сколько в списке: колесо, колотить, околица, колоть, кольцо, колея – слов, имеющих со словом коло общий исторический корень?

Четыре слова: колесо, околица, кольцо, колея (См.: Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. К., 1989. С. 184-185).

17. Гнедой конь – это:

(А) красновато-рыжий; (Б) серый; (В) черный; (Г) рыжеватый; (Д) белесый.

(А) красновато-рыжий.

18. Сколько различных смыслов имеет фраза "Знакомые учителя вернулись из командировки в Москву"?

Четыре.

19. Какие из перечисленных имён существительных являются одушевленными: 1) [плюшевый] мишка, 2) игрушка, 3) валет, 4) девочка, 5) мертвец?

1) [плюшевый] мишка, 3) валет, 4) девочка, 5) мертвец?

20. Найдите синоним устойчивого словосочетания "переливать из пустого в порожнее":

(А) бить баклуши; (Б) вариться в собственном соку; (В) трезвонить во все колокола; (Г) точить лясы; (Д) плевать в потолок.

(Г) точить лясы.

21. В каких словах из приведённых букву е можно читать и как е, и как ё: берет, жилет, живет, запрет, скребет?

В словах: берет и запрет.

22. Отметьте из приведённых ниже слов слова с одинаковыми приставками: 1) подоконник, 2) подорожник, 3) подруга, 4) подлец, 5) подарок, 6) подагра.

2) подорожник, 3) подруга, 5) подарок.

23. Как называют жителей Тулы?

(А) тулянами; (Б) тульцами; (В) туляками; (Г) туличами; (Д) туличанами.

(В) туляками.

24. Даны пять слов: 1) бабочка, 2) воробей, 3) мельница, 4) самолет, 5) стул. Какое из них по смыслу является лишним?

5) стул (он не имеет крыльев).

25. Укажите, в каком предложении из приведённых ниже слово "грустно" является прилагательным:

А) Нам грустно расставаться.

Б) Расставание всегда грустно.

В) Он грустно взглянул на меня.

Б) Расставание всегда грустно.

26. Иногда они называли себя "будетлянами". А под каким именем они вошли в историю литературы: (А) имажинисты; (Б) футуристы; (В) акмеисты; (Г) обэриуты; (Д) символисты?

(Б) футуристы.

27. Сколько общих звуков содержится в словах "стог" и "гость"?

Один: гласный О.

28. Современная русская пословица: «Пьяному море по колено» – это только первая половина более длинной старой пословицы. Какой была её вторая половина?

(А) «...а трезвому – с головой»; (Б) «...а башка – как полено»; (В) «...а лужа – по уши»; (Г) «...пока в кабаке сидит»; (Д) среди ответов (А)–(Г) нет правильного.

(В) «...а лужа – по уши».

29. Рассмотрим пять предложений:

(А) Весь мусор сдавайте дворнику, который накопился.

(Б) Чехов считал «Счастье» лучшим из всех написанным им до тех пор вещей.

(В) Проходя под мостом, сверху кто-то плюнул.

(Г) Несмотря на неопровержимость предъявленных обвинений преступнику, приговор пока еще не вынесен.

(Д) Петя не только участвовал в конкурсе «Русский медвежонок», но и в «Кенгуру».

Сколько среди них неправильно построенных?

Все предложения построены неправильно.

30. Даны русские и соответствующие им сербскохорватские слова: голод – глад, борода – брада, голорукий – голоруки. Каковы сербскохорватские соответствия для русских слов золоторогий и мороз?

Златороги, мраз.